От барокко до Барракас

От барокко до Барракас *

Дмитрий Великов


Как и в случае с джазом, никто точно не знает, когда все это началось. Корни музыки танго неясны, и их трудно проследить. Лишь одно можно сказать с уверенностью: к 80-м гг. XIX в. она уже оформилась в устойчивую музыкальную форму. Один из величайших музыкантов танго Астор Пьяццолла заявил в одном из своих интервью, что танго родилось в Неаполе. Хотя это утверждение является некоторым преувеличением, в нем есть доля истины. Стоит лишь внимательно прислушаться к теме, открывающей 4-й скрипичный концерт Паганини [1], чтобы рассеялись все сомнения относительно сильного итальянского влияния в танго. С другой стороны, до танго существовала музыка гаучо и паядоров испанского происхождения, была милонга кампера (эта музыка существует и по сей день отдельно от танго как особый музыкальный жанр). Где-то в районе реки Ла Плата эти два мира пересеклись и образовали новое качество и новый звук. Звук, который теперь во всем мире называют танго.
Поскольку мы не раз будем возвращаться к этой теме, то стоит заметить, что оба этих компонента (креольский фольклор, в частности) в значительной степени укоренены в импровизационной традиции барокко. В отличие от музыки пост-моцартовской эпохи, музыка Высокого Барокко была в значительной степени импровизационной. Только в наши дни после «замороженной» традиции «классического» или «академического» исполнения музыки XVII в. и XVIII в. музыканты т.н. направления «аутентичного исполнения» заново открывают ненаписанные части музыкальных партитур. Наверное, этот факт объясняет, почему джазовые музыканты называют Баха или его современников источником вдохновения чаще, чем любую другую «классическую» музыку. Другими словами, спонтанное музыкальное мышление гораздо больше ценилось в эпоху Просвещения, чем в течение последующих двухсот лет (здесь имеется в виду период с 1750 г. — год смерти Баха — по 1950 г. — появление стиля бибоп в джазе). Также важно отметить, что большое количество музыкальных форм, таких как аргентинская милонга кампера или замба (не путать с бразильской самбой), кубинская хабанера, произошли непосредственно от музыки, завезенной из Европы миссионерами. К примеру, произведения современника Вивальди Доменико Циполи [3-5] являются прекрасным образцом музыки, сочиненной в иезуитских миссиях Нового Света. Эту музыку восприняли индейцы гуарани, и только благодаря им она дошла до наших дней (см. текст на вкладыше альбома [5]). Однако наиболее важным моментом здесь является то, что благодаря относительной изоляции Нового Света от Старого эта музыка избежала многих наиболее поздних влияний и продолжала развиваться своим самобытным путем, вылившимся в фольклор креолов (ассимилировавшегося населения Южной Америки европейского происхождения). И как почти любой фольклор, никогда не теряла своей импровизационной природы, даже в ходе последующего упрощения.

Например, «фирменные» триольные рифы милонги кампера (а позже милонги портенья, или просто милонги) — ничто иное, как альбертиев бас, известный музыкантам в основном из произведений Гайдна и Моцарта. Это креольское влияние и влияние барокко до настоящего времени остается одним из наиболее глубоких в музыке танго. Расположенная слишком далеко от модных центров того времени, Южная Америка на протяжении XVI — XVIII вв. могла сохранять стили музыки и архитектуру в их целостности гораздо дольше, чем Европа. Проще говоря, музыка, которая позже стала танго, развивалась до 80-хх гг. . XIX в., не испытывая значительного влияния, к примеру, того же Бетховена.

Время, однако, принесло социальные изменения иного рода. Индустриализация мира в XIX в., с одной стороны, привела гаучо на городские окраины, превратив их в «компадрес», владельцев скотобоен, и занимающихся другими видами деятельности, в основном связанными со скотоводством. С другой стороны, она привлекла туда же большое количество иммигрантов. Многие из них были итальянского происхождения. Из этой встречи родилось танго.

Возможно, были и другие влияния, например африканское. Поскольку само слово, скорее всего, является результатом неправильного произношения испанского «el tambor» (барабан) первым поколением африканцев, приехавших в Южную Америку. Слово «танго» с ударением на последнем слоге до сих пор используется для обозначения барабана чернокожим населением Уругвая. Оно также используется для наименования места социальных сходок и вечеринок. Но в целом африканская культура оказала гораздо большее влияние на танец, чем на музыку танго. Kарикатурами, обнаруженными в аргентинском журнале 1882 г. доказано, что первые шаги танго были введены компадритос (молодыми городскими щеголями из бедных кварталов, имитировавшими манеры компадрес), которые передразнивали танцевальные движения африканцев. Но в отличие от танца, стилистика кандомбе была, судя по всему, введена в музыку танго позже как стилизация под влиянием уругвайской уличной кандомбе. Это можно косвенно подтвердить тем фактом, что кандомбе как часть музыки танго, исполняемой на милонгах, и карнавальная барабанная кандомбе продолжают сосуществовать в современном Уругвае как независимые музыкальные жанры в своей чистой форме (которая, разумеется, не исключает взаимное влияние). Первая кандомбе в стиле аргентинского танго была записана только в 1943 г., что также косвенно подтверждает нашу гипотезу.

Дискография:
1. Есть много замечательных записей этого концерта. Я могу предложить классическую запись Сальваторе Аккардо, сделанную в 1975 г. и имеющуюся на компакт диске Deutsche Grammophon #437 210-2
2. См. записи Баха в исполнении Andrew Manze, Nicolas Harnoncourt и записи Вивальди в исполнении Il Giardino Armonico и др.
3. Sonate d’intavolatura per cimbalo (в исполнении Sergio Vartolo), Tactus Digital TC682602
4. Les chemins du baroque Vol.7, Zipoli l’Europeen. Les solists de l’Ensemble Elyma, Dominique Ferran. K617, # K617031.
5. Les chemins du baroque Vol. 4, Domenico Zipoli, Vepres De San Ignacio. Coro de ninos cantors de Cordoba, Ensemble Elyma. K617, # K617027

* Барракас — бедный квартал в южном пригороде Буэнос Айреса рядом с кварталом Ла Бока, в котором, по преданию и родилось танго.