Фабиан Салас о преподавании танго.

(Отрывок из интервью Фабиана Саласа Киту Элшоу)
Перевод с английского

Фабиан Салас
… Мы еще не осознали, что существует техника танца. Ей нельзя научиться интуитивно. Над ней надо работать и многое при этом надо уметь. К сожалению, большинство учителей ничего об этом не знают. И это действительно так.

Фабиан Салас… Я бы объяснил на занятии структуру, используемую в аргентинском танго. А затем перешел к поворотам, так как для нас, танцоров, это сплошные повороты. И основной шаг представляет собой ни что иное, как поворот налево; именно поэтому там и происходит крест. То есть принцип тот же; люди, не осознавая этого, использовали его годами. Но для начинающих это слишком много. И они, к сожалению, уходят с занятий, так и не поняв большей части того, о чем у нас шла речь. В следующий раз к ним приходит другой учитель и говорит: «Так, это основной шаг. Женщины с этой стороны, мужчины — с другой. 1,2,3,4,5,6,7,8.» Вот так они преподают. И это «нормально», мы все так учились. Это зарекомендовало себя многими годами практики. Но вам не надо идти таким путем.

… Прежде всего, нельзя разделять людей. Это большая ошибка. Их надо учить ходить в парах, а не самим по себе. Они это и так уже умеют делать. Я не понимаю, почему они вообще должны учиться чему-то в одиночку. Это все равно, что дать вам трубу, когда вы хотите научиться играть на фортепиано. Вам это не поможет. Это другой процесс обучения. Если вы будете учиться играть еще и на трубе, то не станете от этого быстрее хорошим пианистом. Скорее всего, это помешает вашим успехам. О том, чтобы делать что-то одному не может быть и речи. Это бесполезно.

… Уроки по технике танца очень важны. Делать болео самостоятельно — это безумие. Болео порождается энергией другого человека. Как можно учиться делать болео у станка, который не имеет собственной энергии? Получается, что вы учитесь быть независимыми, то есть как раз тому, что нам не нужно.

… Форма не имеет первостепенного значения. Сначала вы учитесь следовать и ощущать ведение; только потом изучаете форму танца. Никак не наоборот. Бесполезно вникать в форму того, что вы собираетесь делать дальше, если вы никогда этого прежде не делали. Если вам не знакомо ощущение болео, и вы не знаете, какое ведение при этом следует ожидать, то нет совершенно никакого смысла в том, чтобы объяснять вам в течение двух с половиной часов, как должны выглядеть ноги при выполнении болео, которое кто-то должен вроде бы вести.

Кит Элшоу: То, что вы преподаете, предназначено для новичков? Или они должны уже что-то уметь?

Фабиан Салас: Вовсе нет. Я думаю, что мы, не побоюсь этого слова, впервые нашли структуру, которая является фундаментальной для любого вида танго. Это основная идея движения и его вариантов; ее можно использовать в любом танго, которое вы танцуете.