Пульезе и его последователи. Часть 2

Пульезе и его последователи.
Часть 2.

Дмитрий Великов
Фото — Гаспар Х. Астарита


Хулиан Плаза
Хулиан Плаза — бандонеонист Пульезе с 1959 по 1968 г. — родился в 1928 г. 9 июля в городке Хенераль Мануэль Кампос провинции Ла Плата. Музыкальное образование получил от отца, выучившегося музыкальной грамоте по переписке, а после переезда семьи в Буэнос-Айрес продолжил учебу под руководством Феликса Липескера. До Пульезе успел поработать в оркестрах Мигеля Кало и Карлоса Ди Сарли. Но именно в составе оркестра Пульезе написал свою серию из пяти танго, отличающихся по настроению: Сенсиблеро, Данцарин, Меланколико, Ностальгико и Дисонанте. В 1968 г. Плаза оставил оркестр Пульезе вместе с группой наиболее значительных музыкантов, сформировав Секстет Танго. В него вошли бандонеонисты Освальдо Руджеро и Виктор Лавалльен, Эмилио Валкарче (в качестве скрипача), первая скрипка Пульезе Оскар Эрреро, контрабасист Альсидес Росси и сам Плаза, на этот раз за роялем. Секстет Танго просуществовал до 1992 г., когда Хулиан Плаза решил создать свой Оркеста Типика, который возглавляет и до сих пор. Являясь постоянным аранжировщиком и композитором, он выступает то в роли пианиста, то первого бандонеона. Как композитору ему особенно удаются милонги. Его перу принадлежат «La Payadora», «Nocturna», «Milontango», «Morena», «Dominguera» и другие. Помимо Хулиана Плазы все выше перечисленные темы записали такие группы и музыканты, как Секстето Майор, оркестр Анибаля Тройло, Хуан Хосе Мосалини.
О последнем из упомянутых музыкантов и его поколении в оркестре Пульезе надо сказать поподробнее. Когда «костяк» оркестра Пульезе превратился в Секстет Танго, сам Пульезе нисколько не растерялся. Прекрасно понимая, что музыка должна двигаться дальше, он собрал следующий состав из музыкантов, годившихся ему в сыновья. Интересно, что именно в это время в его оркестре собрался, наверное, самый выдающийся квартет бандонеонистов за всю историю танго. Задумываясь над этим, я все чаще прихожу к выводу, что готов отдать многое, чтобы услышать Хуана Хосе Мосалини, Даниэля Бинелли, Родольфо Медероса и Альберто Альвареса на сцене одновременно.

Музыка оркестра Освальдо Пульезе перешла на следующий виток. Продолжая исполнять «стандарты», маэстро, следуя традиции «оркестра композиторов», позволял своим новым подопечным делать свои аранжировки. Так в репертуаре появились первые «авангарндые» номера, сделанные Мосалини и Медеросом: обработки «Quejas de Bandoneon» и «Los Mareados». Эволюция стиля со временем привела Пульезе на одну сцену с его антагонистом Пьяццолой. Их встреча состоялась в июне 1989 г. в амстердамском театре Ле Карре. Этот концерт задокументирован на двойном CD-альбоме голандской независимой компании Лучо Мьюзик и представляет собой одну из самых ярких концертных записей танго. Интересно, что Даниэль Бинелли, начинавший у Пульезе, в этом концерте выступил как участник секстета Пьяццоллы.

В начале 70-х годов Хуан Хосе Мосалини и Родольфо Медерос параллельно с оркестром Пульезе стали выступать в составе групы «Хенерасьон Зеро». Кроме них, в нее входили саксофонист, гитарист и исполнитель на ударных инструментах. По составу этой группы вполне понятно, что за основу был взят синтез танго и современного джаза. В течение последующих 20 лет музыка танго будет развиваться именно в этом направлении. В конце 90-х годов Медерос в Буэнос-Айресе, а Мосалини в Париже создадут наиболее яркие Оркестас Типикас нового поколения. После Пьяццоллы, джаза, Дино Салуцци музыка танго должна была возникнуть в обновленно-традиционной форме. Именно это и случилось, но в этой музыке уже не было сентиментальности предыдущих лет.

Вернувшись к традиции, музыканты этого поколения научились останавливаться в сантиметре от слащавости, никогда не переходя эту грань. Когда я спросил Мосалини в Париже на милонге (в это время звучал вальс Альфредо Де Анхелиса «Sonar y Nada Mas»), почему он до сих пор не записал этот вальс, маэстро поморщился и ответил, что эта музыка для него слишком приторна. И наоборот, такие темы как «Tres Minutos con la Realidad» Освальдо Тарантино в лице этих групп обрели ритм; тот самый ритм, который был у Пульезе и всех его предшественников, кто был до него. Параллельно со своим Гранд-оркестром Танго, Хуан Хосе Мосалини исполняет и более экспериментальные композиции в составе трио Мосалини-Бейтельманн-Каратини. Но и он, и Медерос, и другие музыканты все чаще обращаются к традиционному формату танго. И главная заслуга в этой преемственности принадлежит Освальдо Пульезе.

продолжение …
Рекомендуемая дискография:

Хулиан Плаза и «Секстето Танго»:
11. Серия Tango Argentino (BMG), Sexteto Tango, Pa’Milonguear (#63354)

Родольфо Медерос:
12. Eterno Buenos Aires, WEA/Warner Music Argentina, 398427282-2

Хуан Хосе Мосалини с оркестром:
13. Bordoneo y 900, Label Bleu (series Indigo), LBLC2507
14. Ciudad Triste, Label Bleu (series Indigo), LB 2577

Трио с Густаво Бейтельманном и Патрисио Каратини:
15. Imagenes, Label Bleu, LBLC6507
16. La Bordona, Label Bleu, LBLC6548
17. Violento, Label Bleu, LBLC6526